Местные жители говорят, что холмы, окружающие Прагу, создают особое магнетическое поле. В этом, мол, и кроется причина всех тех странностей, которые подмечает зоркий взгляд чужака-путешественника. Любители голливудских триллеров ищут в окрестностях города открытые порталы в параллельные миры.
В Праге часто встречаешь странных людей. В трамвайном вагоне вместе со мной как-то ехали сразу трое. Первым вошел красивый парень с бескровным лицом и алыми губами, который словно обсасывал во рту леденец, на следующей остановке к нему присоединилась женщина с крючковатым носом и распущенными седыми космами, худая как палка от метлы. Затем в углу у окна обнаружился лилипут в детском комбинезончике, сосредоточенный на чтении толстенной книги. Они словно сговорились делать вид, что незнакомы между собой, подготавливая проказливый розыгрыш в духе булгаковской команды. Хотя, ведь и Булгаков-то вырастил своих «Мастера и Маргариту» из крапивных семян романов Густава Майринка – сомнения в этом отпадают, стоит лишь открыть «Вальпургиеву ночь». А Майринк, создатель «Голема», прожил в Праге двадцать лет, питаясь мифами «города тысячи шпилей», описывая его в каждом романе.
Местные жители говорят, что холмы, окружающие Прагу, создают особое магнетическое поле. В этом, мол, и кроется причина всех тех странностей, которые подмечает зоркий взгляд чужака-путешественника. Любители голливудских триллеров ищут в окрестностях города открытые порталы в параллельные миры.
Но попытки рационального анализа воздуха Праги – дело заведомо провальное. Ведь волшебство – материя летучая, моргнул глазами – и нет его. Подстерегает за углом другого счастливчика.
По дороге в Прагу в автобусе мы обсуждали – кто уже был здесь, кто в первый раз. Я – в первый раз. Подъезжаем к центру, смотрю во все глаза. Вот квартал как будто целиком перенесли из Амстердама, а вот блистательный Париж, а тут похоже на провинциальный немецкий городок. Понятно, почему в этом городе так любят снимать костюмные исторические драмы. Прага стала Веной в «Амадее» Формана, Лондоном в «Оливере Твисте» и в картине о Джеке-Потрошителе с Джонни Деппом в главной роли, называется «Из ада», средневековой Францией в «Тристане и Изольде». Голливуд вообще любит Чехию – «Миссия невыполнима», «Казино «Ройяль», «Братья Гримм» и множество других фильмов снимали в разных уголках страны.
Едем дальше, разглядываю фасады домов. В старинных кварталах можно бродить часами, изучая домовые знаки – изображения растений и животных, небесных тел, человеческих фигур. В средневековом городе, где не было нумерации домов, такие знаки служили ориентирами. Дворяне укрепляли на фасаде свои гербы, а в ремесленных и торговых кварталах знак говорил о профессии, вкусах, общественном положении владельца, часто символически изображая его имя или прозвище. Установку знака на доме нужно была согласовать с Шестипанским ведомством – средневековым строительным надзором. В 1770 года на пражских домах появились номера, и домовые знаки стали просто украшением.
Мы приехали. Район Мала страна, недалеко от Карлова моста, соединяющего два берега Влтавы. Заселяемся в пятизвездочный отель (по этим деньгам в Москве или в Петербурге можно рассчитывать разве что на «трешку»). Интересный дизайн, добротная мебель, лифт поднимает на этаж только владельцев электронного ключа. Огромный номер. За обедом выясняем – живем в бывшем монастыре монахов-августинцев, основанном еще в 13 веке. Был отдельный мир за неприступной стеной – кельи, трапезные, конюшни, подсобное хозяйство. В советское время все пришло в запустение, поросло травой. Но стены-то крепкие, толстые – хоть грешников замуровывай. В 2007 году начали реконструкцию, открыли в 2009 году, так и назвали – отель «Августин». Отделали качественно, нигде ничего не осыпается, розетки работают, краны не текут – молодцы. И монахов, хоть и потеснили, но оставили при себе. Работает костел, пройдешь через внутренний дворик – вот и кельи, живут там шестеро, спасают души. Можно на исповедь записаться, можно обвенчаться – желающих немало. Причем, венчают не только католиков, но и протестантов, и православных – главное, исповедовать христианство. Прекрасный пример веротерпимости, поучиться бы нашим святым отцам.
Спрашиваем – не беспокоят ли постояльцев привидения? Нет, отвечают, жалоб не было. Хотя за ужином, за пивом собственной монастырской пивоварни (какая же Чехия без пива), нам рассказывают и о черном монахе, и таинственном подземелье, где хранятся сокровища сказочной княжны Либуше, основательницы Праги. Говорят – ночью ходите в этом квартале с осторожностью. Жил здесь когда-то старый слесарь, а его молодая жена полюбила работника и решила извести мужа. Ночью она вбила в голову супругу огромный гвоздь, а соседям сказала, что слесарь умер от разрыва сердца. Преступление раскрыли только через семь лет, когда уплотняли могилы на местном кладбище. Женщину и ее любовника казнили, но слесарь до сих пор бродит под аркадами Томашской улицы и ждет, когда какой-нибудь смельчак вытащит гвоздь из его головы.
Ночью, кончено же, идем гулять. Какие там призраки – туристов на улицах больше, чем днем, все пьяные и веселые, сувенирные лавочки открыты, шум, гам, красота. Ночь – лучшее время в Праге. Вокруг словно декорации волшебной сказки – Карлов мост, Староместская площадь с готическими шпилями, болотные огоньки по берегам. Вдруг приходит в голову – а сказка-то не какая-нибудь, а «Волшебный холм» Андерсена. Ведь на большой бал зовут не только старых троллей высшего разряда (тех, что с хвостами), водяных и домовых, кладбищенскую свинью, трехногую лошадь без головы и гнома-церквушника, но и людей, если только они умеют разговаривать во сне или еще хоть чем-нибудь занимаются по ведьминской части.
А таланты этого сомнительного свойства проявляются порой самым неожиданным образом. Предание рассказывает, что в 12 веке в монастыре в Подлажице в Восточной Чехии жил один монашек. За некий проступок его собирались заживо замуровать в подземелье. Чтобы загладить свою вину, он дал обещание за одну ночь переписать Библию. Но когда приблизилась полночь, а исписано было всего десять страниц, монах призвал на помощь нечистого, пообещав взамен свою душу. С нескрываемым отвращением дьявол принялся переписывать священную книгу, снабжая ее красочными иллюстрациями, на одной из которых, не удержавшись, изобразил автопортрет. Так появился Codex gigas, одна из самых больших в мире книг, называемая Дьявольской библией. Она содержит Ветхий и Новый Завет, Чешскую хронику Космоса, календарь, богословские трактаты, а также полезные заклинания. Книга долго хранилась в Пражском граде, в коллекции императора Рудольфа II, но в конце Тридцатилетней войны, в 1640-х годах, была похищена шведами и вывезена в Стокгольм. Современные исследования показали, что внушительный, метровой высоты том и в самом деле написан одной рукой. Другое дело, что на составление Библии ушло около тридцати лет кропотливого труда.
Кстати, по преданию дьявол так и не получил платы за свою работу. Дева Мария, оценив рвение монашка, отправила ангелов отвоевать его душу у Люцифера.
Второй день гуляем по Праге, поднялись на Вышеградский холм. Собор поражает красотой и размерами. Роскошные готические руины бросились восстанавливать по всей Европе в середине девятнадцатого века, когда зачитывались романом «Собор Парижской богоматери» Гюго. А ведь и парижское сокровище так обветшало, что Наполеон хотел его снести. А тут разом взялись достраивать и украшать химерами. Вот она, сила печатного слова.
Гид нам попался скучный, повел в какие-то глухие закоулки: «Покажу вам «свою» Прагу». А может, мы не хотим «твою»?.. Он русский, живет здесь давно, чувствует себя неплохо.
Русских в Праге очень много – и туристов, и осевших надолго, прикупивших квартиры. Стоимость апартаментов в историческом центре, в здании-памятнике архитектуры сопоставима с ценой типовой квартиры в многоэтажке на окраине Москвы или Петербурга – порядка 2 тыс. евро за квадратный метр. Такие квартиры, как правило, продаются уже с чистовой отделкой, с оборудованными санузлами, нередко со встроенной кухней. От 3 до 5 тыс. евро стоит квадратный метр жилья класса люкс. Это означает, что за 1-1.5 млн. евро можно приобрести квартиру, в которой не откажется погостить любая звезда Голливуда.
Опять вечер. Идем по улице Парижска на вечеринку (один в один парижский гран-бульвар), любуемся шедеврами пражского модерна. А в респектабельном Еврейском квартале югендштиль такой роскошный, что даст фору улице Альберта в Риге. Дом, где проходит вечеринка, недавно полностью реконструировали, разместят здесь офисы. Знакомый, совсем петербургский подъезд, как будто ты в гостях на Петроградской, только кошками не пахнет и чистота. И серебристый космический лифт прямо по центру, врезаясь в перекрытия.
Как удалось получить разрешение на установку лифта? За это же посадят, это ж памятник. Но лифт в доме установили еще в 60-е годы, строители просто заменили его на новый. Да, при советской власти с этим было проще – взяли и пробили отверстие в перекрытиях этажей…
В подвале дома у Скотного рыка, где жил прототип доктора Фауста, лекарь, нотариус и чернокнижник Эдуард Келли, тоже обнаружили пробоину в своде подвала. Предание гласит, что именно через эту дыру черт и вынес доктора. Почему дьявол уносит чернокнижников через крышу на небо, а не проваливается с ними под землю – еще одна загадка потустороннего мира.
Эдуард Келли, смелый авантюрист, прибыл в Прагу из британского Ворчестера в 1590 году. Путем финансовых махинаций он приобрел в Чехии несколько замков, а в столице – старый дом Скотного рынка, ныне – Карлова площадь. Дом сохранился до наших дней, хотя почти полностью перестроенный; его так и называют – дом Фауста. Келли выманил немало денег у просвещенного императора Рудольфа II, обещая ему открыть рецепт философского камня и эликсира вечной молодости. В конце концов, из-за многочисленных ссор с соседями, которым не нравились его химические и пиротехнические опыты, алхимик был арестован, подвергнут пыткам и казнен.
Под Карловой площадью, бывшим Скотным рынком, находится, по преданию, и самое таинственное пражское подземелье. Мифы о Праге подземной столетиями передаются из уст в уста. Особенно много любителей помечтать о пещерах с древними сокровищами, которые охраняют гномы. Не в одну ли из этих пещер провалилась чванливая графиня, приказавшая изготовить себе туфли из хлеба? Говорят, что она не прошла в этих туфлях и нескольких шагов, а ведь собиралась посмеяться над нищими у церкви.
В те далекие времена знатные люди перемещались по городу верхом или в паланкине, оставляя повозки и кареты для дальних путешествий. Но сегодня прокатиться по Праге в золоченой карете может любой турист. Часто можно видеть на улицах и старинные лимузины, в которых восседают веселые компании американцев или русских. Ведь главной гордостью чешской автомобильной компании «Шкода», наверное, до сих пор остается роскошная Hispano–Suiza. Отделанный кожей и деревом автомобиль, воспетый Вертинским – один из символов золотой эпохи между двумя мировыми войнами.
Война пощадила город – здесь почти не было разрушений. И советская эпоха с ее неуемным рвением к типовому строительству прошла без последствий для исторического центра. Аромат средневековья в узких улочках и площадях с успехом обеспечивают многочисленные кафе и закусочные. Ведь древний город был пропитан запахами жареного мяса, колбас и пирогов, которые готовили прямо на улице, перед трактирами и мясными лавками. Открытые жаровни служили причиной частых пожаров, но бороться с этим бедствием начали только в 17 веке.
В Прагу и сегодня стремятся любители хорошо поесть. Местная кухня, довольно тяжелая и калорийная, предлагает большой выбор мясных блюд, включая гвоздь стола – запеченное свиное колено. Сами чехи предпочитают итальянские, французские, японские рестораны, среди которых немало заведений «высокой кухни», приятно радующих соотношением цена-качество. Рекомендую кроме пива попробовать и отличное местное вино. Его производство в здешних краях началось еще во 2-3-м веках, и особенно развивалось при рыцарях-тамплиерах.
В садах Пражского Града ежегодно проводятся состязания мастеров высокой кухни – «Пражский гастрономический фестиваль», девиз которого - «Распробуйте мир».
Конечно, уезжать из Праги не хочется. Летим обратно рейсом «Чешских авиалиний» (полет нормальный, стюардессы улыбчивые, кормят неплохо), обсуждаем поездку. И хотя я не принадлежу к тем путешественникам, которые каждый год возвращаются на один и тот же курорт (Лазурный берег - не в счёт), думаю о том, что обязательно вернусь. Чтобы заглянуть, например, в Национальный музей, где хранится весьма достойная коллекция живописи. Или в «Музей секс-машин», где собраны удивительные изобретения механиков прошлых эпох. Да и просто еще раз пройтись по извилистым улочкам старого города и ощутить мановение крыльев genius loci, гения места Златой Праги.
В Праге часто встречаешь странных людей. В трамвайном вагоне вместе со мной как-то ехали сразу трое. Первым вошел красивый парень с бескровным лицом и алыми губами, который словно обсасывал во рту леденец, на следующей остановке к нему присоединилась женщина с крючковатым носом и распущенными седыми космами, худая как палка от метлы. Затем в углу у окна обнаружился лилипут в детском комбинезончике, сосредоточенный на чтении толстенной книги. Они словно сговорились делать вид, что незнакомы между собой, подготавливая проказливый розыгрыш в духе булгаковской команды. Хотя, ведь и Булгаков-то вырастил своих «Мастера и Маргариту» из крапивных семян романов Густава Майринка – сомнения в этом отпадают, стоит лишь открыть «Вальпургиеву ночь». А Майринк, создатель «Голема», прожил в Праге двадцать лет, питаясь мифами «города тысячи шпилей», описывая его в каждом романе.
Местные жители говорят, что холмы, окружающие Прагу, создают особое магнетическое поле. В этом, мол, и кроется причина всех тех странностей, которые подмечает зоркий взгляд чужака-путешественника. Любители голливудских триллеров ищут в окрестностях города открытые порталы в параллельные миры.
Но попытки рационального анализа воздуха Праги – дело заведомо провальное. Ведь волшебство – материя летучая, моргнул глазами – и нет его. Подстерегает за углом другого счастливчика.
Дом с привидениями
Едем дальше, разглядываю фасады домов. В старинных кварталах можно бродить часами, изучая домовые знаки – изображения растений и животных, небесных тел, человеческих фигур. В средневековом городе, где не было нумерации домов, такие знаки служили ориентирами. Дворяне укрепляли на фасаде свои гербы, а в ремесленных и торговых кварталах знак говорил о профессии, вкусах, общественном положении владельца, часто символически изображая его имя или прозвище. Установку знака на доме нужно была согласовать с Шестипанским ведомством – средневековым строительным надзором. В 1770 года на пражских домах появились номера, и домовые знаки стали просто украшением.
Мы приехали. Район Мала страна, недалеко от Карлова моста, соединяющего два берега Влтавы. Заселяемся в пятизвездочный отель (по этим деньгам в Москве или в Петербурге можно рассчитывать разве что на «трешку»). Интересный дизайн, добротная мебель, лифт поднимает на этаж только владельцев электронного ключа. Огромный номер. За обедом выясняем – живем в бывшем монастыре монахов-августинцев, основанном еще в 13 веке. Был отдельный мир за неприступной стеной – кельи, трапезные, конюшни, подсобное хозяйство. В советское время все пришло в запустение, поросло травой. Но стены-то крепкие, толстые – хоть грешников замуровывай. В 2007 году начали реконструкцию, открыли в 2009 году, так и назвали – отель «Августин». Отделали качественно, нигде ничего не осыпается, розетки работают, краны не текут – молодцы. И монахов, хоть и потеснили, но оставили при себе. Работает костел, пройдешь через внутренний дворик – вот и кельи, живут там шестеро, спасают души. Можно на исповедь записаться, можно обвенчаться – желающих немало. Причем, венчают не только католиков, но и протестантов, и православных – главное, исповедовать христианство. Прекрасный пример веротерпимости, поучиться бы нашим святым отцам.
Спрашиваем – не беспокоят ли постояльцев привидения? Нет, отвечают, жалоб не было. Хотя за ужином, за пивом собственной монастырской пивоварни (какая же Чехия без пива), нам рассказывают и о черном монахе, и таинственном подземелье, где хранятся сокровища сказочной княжны Либуше, основательницы Праги. Говорят – ночью ходите в этом квартале с осторожностью. Жил здесь когда-то старый слесарь, а его молодая жена полюбила работника и решила извести мужа. Ночью она вбила в голову супругу огромный гвоздь, а соседям сказала, что слесарь умер от разрыва сердца. Преступление раскрыли только через семь лет, когда уплотняли могилы на местном кладбище. Женщину и ее любовника казнили, но слесарь до сих пор бродит под аркадами Томашской улицы и ждет, когда какой-нибудь смельчак вытащит гвоздь из его головы.
Волшебный холм
А таланты этого сомнительного свойства проявляются порой самым неожиданным образом. Предание рассказывает, что в 12 веке в монастыре в Подлажице в Восточной Чехии жил один монашек. За некий проступок его собирались заживо замуровать в подземелье. Чтобы загладить свою вину, он дал обещание за одну ночь переписать Библию. Но когда приблизилась полночь, а исписано было всего десять страниц, монах призвал на помощь нечистого, пообещав взамен свою душу. С нескрываемым отвращением дьявол принялся переписывать священную книгу, снабжая ее красочными иллюстрациями, на одной из которых, не удержавшись, изобразил автопортрет. Так появился Codex gigas, одна из самых больших в мире книг, называемая Дьявольской библией. Она содержит Ветхий и Новый Завет, Чешскую хронику Космоса, календарь, богословские трактаты, а также полезные заклинания. Книга долго хранилась в Пражском граде, в коллекции императора Рудольфа II, но в конце Тридцатилетней войны, в 1640-х годах, была похищена шведами и вывезена в Стокгольм. Современные исследования показали, что внушительный, метровой высоты том и в самом деле написан одной рукой. Другое дело, что на составление Библии ушло около тридцати лет кропотливого труда.
Кстати, по преданию дьявол так и не получил платы за свою работу. Дева Мария, оценив рвение монашка, отправила ангелов отвоевать его душу у Люцифера.
Соседи Фауста
Гид нам попался скучный, повел в какие-то глухие закоулки: «Покажу вам «свою» Прагу». А может, мы не хотим «твою»?.. Он русский, живет здесь давно, чувствует себя неплохо.
Русских в Праге очень много – и туристов, и осевших надолго, прикупивших квартиры. Стоимость апартаментов в историческом центре, в здании-памятнике архитектуры сопоставима с ценой типовой квартиры в многоэтажке на окраине Москвы или Петербурга – порядка 2 тыс. евро за квадратный метр. Такие квартиры, как правило, продаются уже с чистовой отделкой, с оборудованными санузлами, нередко со встроенной кухней. От 3 до 5 тыс. евро стоит квадратный метр жилья класса люкс. Это означает, что за 1-1.5 млн. евро можно приобрести квартиру, в которой не откажется погостить любая звезда Голливуда.
Опять вечер. Идем по улице Парижска на вечеринку (один в один парижский гран-бульвар), любуемся шедеврами пражского модерна. А в респектабельном Еврейском квартале югендштиль такой роскошный, что даст фору улице Альберта в Риге. Дом, где проходит вечеринка, недавно полностью реконструировали, разместят здесь офисы. Знакомый, совсем петербургский подъезд, как будто ты в гостях на Петроградской, только кошками не пахнет и чистота. И серебристый космический лифт прямо по центру, врезаясь в перекрытия.
Как удалось получить разрешение на установку лифта? За это же посадят, это ж памятник. Но лифт в доме установили еще в 60-е годы, строители просто заменили его на новый. Да, при советской власти с этим было проще – взяли и пробили отверстие в перекрытиях этажей…
В подвале дома у Скотного рыка, где жил прототип доктора Фауста, лекарь, нотариус и чернокнижник Эдуард Келли, тоже обнаружили пробоину в своде подвала. Предание гласит, что именно через эту дыру черт и вынес доктора. Почему дьявол уносит чернокнижников через крышу на небо, а не проваливается с ними под землю – еще одна загадка потустороннего мира.
Эдуард Келли, смелый авантюрист, прибыл в Прагу из британского Ворчестера в 1590 году. Путем финансовых махинаций он приобрел в Чехии несколько замков, а в столице – старый дом Скотного рынка, ныне – Карлова площадь. Дом сохранился до наших дней, хотя почти полностью перестроенный; его так и называют – дом Фауста. Келли выманил немало денег у просвещенного императора Рудольфа II, обещая ему открыть рецепт философского камня и эликсира вечной молодости. В конце концов, из-за многочисленных ссор с соседями, которым не нравились его химические и пиротехнические опыты, алхимик был арестован, подвергнут пыткам и казнен.
Туфли из хлеба
В те далекие времена знатные люди перемещались по городу верхом или в паланкине, оставляя повозки и кареты для дальних путешествий. Но сегодня прокатиться по Праге в золоченой карете может любой турист. Часто можно видеть на улицах и старинные лимузины, в которых восседают веселые компании американцев или русских. Ведь главной гордостью чешской автомобильной компании «Шкода», наверное, до сих пор остается роскошная Hispano–Suiza. Отделанный кожей и деревом автомобиль, воспетый Вертинским – один из символов золотой эпохи между двумя мировыми войнами.
Война пощадила город – здесь почти не было разрушений. И советская эпоха с ее неуемным рвением к типовому строительству прошла без последствий для исторического центра. Аромат средневековья в узких улочках и площадях с успехом обеспечивают многочисленные кафе и закусочные. Ведь древний город был пропитан запахами жареного мяса, колбас и пирогов, которые готовили прямо на улице, перед трактирами и мясными лавками. Открытые жаровни служили причиной частых пожаров, но бороться с этим бедствием начали только в 17 веке.
В Прагу и сегодня стремятся любители хорошо поесть. Местная кухня, довольно тяжелая и калорийная, предлагает большой выбор мясных блюд, включая гвоздь стола – запеченное свиное колено. Сами чехи предпочитают итальянские, французские, японские рестораны, среди которых немало заведений «высокой кухни», приятно радующих соотношением цена-качество. Рекомендую кроме пива попробовать и отличное местное вино. Его производство в здешних краях началось еще во 2-3-м веках, и особенно развивалось при рыцарях-тамплиерах.
В садах Пражского Града ежегодно проводятся состязания мастеров высокой кухни – «Пражский гастрономический фестиваль», девиз которого - «Распробуйте мир».
Конечно, уезжать из Праги не хочется. Летим обратно рейсом «Чешских авиалиний» (полет нормальный, стюардессы улыбчивые, кормят неплохо), обсуждаем поездку. И хотя я не принадлежу к тем путешественникам, которые каждый год возвращаются на один и тот же курорт (Лазурный берег - не в счёт), думаю о том, что обязательно вернусь. Чтобы заглянуть, например, в Национальный музей, где хранится весьма достойная коллекция живописи. Или в «Музей секс-машин», где собраны удивительные изобретения механиков прошлых эпох. Да и просто еще раз пройтись по извилистым улочкам старого города и ощутить мановение крыльев genius loci, гения места Златой Праги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий