Почетное место на прилавках у продавцов сувениров в Риме занимают фотографии Одри Хепберн и Грегори Пека. Что мало кого удивляет. Прекрасная кинокомедия «Римские каникулы», в которой они сыграли в 1953 году, стала для Вечного города – не побоюсь высоких слов – вечной визитной карточкой.
Пересматривая этот старый фильм, я подумал, что в «Римских каникулах» предлагается, пожалуй, самый идеальный способ открыть для себя прелести Вечного города всего за один день.
Секрет прост: с Римом лучше всего знакомиться, неторопливо по нему гуляючи. Не комплексуя от того, что можешь не увидеть чего-то главного. И тогда, завернув за угол, непременно наткнешься на очередной всемирно известный памятник, которыми этот замечательный город просто пересыщен. А если рядом еще хороший друг, даже один день может остаться в памяти на всю жизнь. Помните, как принцесса Анна отвечает на вопрос, какой из европейских городов ей больше всего понравился? Вопреки требованиям дипломатического этикета у нее вырывается: «Рим, конечно, Рим!»
В самом начале своих римских каникул, именно в ходе непринужденной прогулки она невзначай наткнулась сразу на два римских сокровища: фонтан Треви и Испанскую лестницу.
Даже трудно сказать, с какого места лучше в первый раз увидеть фонтан Треви. Сверху ли, сразу весь (как явился он принцессе Анне), или выйдя из боковой улочки, едва ли не вздрогнув от неожиданности.
Фонтан Треви – самый большой и самый известный из римских фонтанов. И, несомненно, один из известнейших фонтанов в мире. Он является конечной точкой акведука длиной 22 километра, по которому вода с ближайших гор поступала в Рим. Название – от того, что стоял фонтан на пересечении трех улиц (tre vie). Барочная пышность фонтана Треви – настоящий гимн воде, без которой не было бы великого Рима. Факт, доказанный историей.
В 537 году ост-готы, осаждая город, разрушили акведуки. Это нанесло Риму больший удар, чем предшествующие многочисленные ограбления. Лишившись воды, многие кварталы Рима опустели. Люди попросту бежали из города. Оставшееся население стало пользоваться забытыми и нечистыми колодцами, а центр города сам собой сместился в болотистую и неудобную для жизни долину Тибра, пить воду из которого было так же опасно, как из канализационной трубы. Но приходилось.
Испанская лестница – тоже известная римская достопримечательность. И тоже чемпион Европы – самая широкая лестница континента, роскошно исполненная в стиле барокко. Испанская – потому что поднимается она от площади Испании (где с давних пор находилось посольство Испании при Святом престоле). Впрочем, она могла бы называться и Французской, поскольку поднимается к собору Троицы на холме Пинчо, патроном которого был как раз французский король.
Более того, строительство лестницы начали после того, как на это благородное дело в конце 17-го века пожертвовал крупную сумму денег один французский дипломат. Но благородное дело застопорилось. Французы желали разместить на лестнице памятник королю Людовику XIV, а римский папа, хозяин города, считал это украшение излишним. Из-за этих споров лестницу построили только в начале 18-го века и украсили дипломатически выдержанной смесью из гербов французских королей (лилии) и римского папы (коронованные орлы).
Но результат оказался прекрасным. Эта лестница в 138 ступеней – один из символов Рима и один из главных «тусовочных» центров итальянской столицы. Жизнь здесь, кажется, не прекращается ни на минуту и кипит в любую погоду.
Именно отсюда началось совместное путешествие принцессы и журналиста по очаровательной путанице римских улиц и площадей.
Надо сказать, что практически все римские туристические объекты находятся в пределах городских стен императорского Рима, бывшего две тысячи лет назад самым большим городом мира. Ни в одном другом городе на нашей планете тогда не проживал миллион человек. У современных римлян хватает здравого смысла и юмора не числить себя прямыми потомками римлян древних, но нынешний Рим вполне сознательно произрастает на месте Рима античного. На гербе столицы Италии – четыре буквы – аббревиатура давнего девиза: «Senatus Populus Que Romanus» («Сенат и народ римский»). Особенно умилительно видеть эту гордую надпись, украшавшую когда-то штандарты имперских легионов, на водоразборных колонках и чугунных водопроводных люках.
Древнеримские развалины могут встать на пути гуляющего по Риму туриста в любом месте. За примером далеко ходить не надо. Вокзал Термини потому так и называется, что находится напротив терм (то есть, бань), построенных во времена императора Диоклетиана (а это 300 г н.э.) Или – если вернуться к фильму «Римские каникулы» – кафе «Rocca», куда Джо Брэдли повел принцессу Анну, находилось раньше на площади Ротонда (Piazza della Rotonda). Эта площадь – тоже приманка для туристов. Здесь находится Пантеон, построенный во времена императора Адриана, то есть во II веке н.э.
«Пантеон» по-гречески означает «храм всех богов». Название отражало сущность. Здесь размещались статуи всех языческих богов, которым поклонялись на территории империи. Этакий своеобразный символ античной религиозной толерантности. А через 500 лет, 1 ноября 609 года, Пантеон переосвятили и назвали «Церковью всех святых». Поэтому, кстати, христианский праздник «День всех святых» и приходится на 1 ноября. Ранняя канонизация уберегла Пантеон от разрушения. Это – единственное здание древнего Рима, дошедшее до наших дней не в виде развалин. И демонстрирующее, что в инженерном деле римляне достигли высот необыкновенных. Купол Пантеона диаметром 43 метра с отверстием посередине впечатляет даже тех, кто, будучи студентом, сопротивление материалов не изучал. Особенно в солнечный полдень, когда через отверстие в куполе падает вниз почти осязаемый столб света.
Зря все-таки Джо Брэдли не завел принцессу Анну вовнутрь! Ведь из всех римских чудес очаровательная принцесса знала только одно: Колизей. Ради того, чтобы его посмотреть, она и удрала из посольства. Как известно, до Колизея она не дошла совсем чуток, прикорнув на каменной скамейке, где ее и нашел журналист.
Скамейка эта стоит на обочине широкого проспекта, который проложили во времена Муссолини. Проспект гордо назвали Имперским и предназначали, главным образом, для военных парадов, без которых любой тоталитарный режим чувствует себя весьма неуютно.
После войны название проспекта сменили. Он стал называться улицей Императорских форумов. Форумы располагаются по обе стороны от проезжей части.
Вот уж с какого места не стоит начинать свое знакомство с Римом! Довольно уныло ходить среди остатков храмов античных богов, слабо представляя себе разницу между Марсом и Сатурном, Вестой или Юноной. А уж если хочется восхититься грандиозностью древней постройки, тогда лучше всего – сразу в Колизей! Да побыстрей!
Колизей – от слова «колоссальный». Действительно, постройка была грандиозная настолько, что на арене этого цирка происходили даже водные феерии. Через специальные каналы арену наполняли водой из Тибра и на этом искусственном озере устраивали сражения между кораблями.
Впрочем, всемирно знаменитым развалинам в фильме уделяется совсем немного времени. Скучно там, если ты не профессиональный археолог, а всего-навсего принцесса на каникулах. А вот лихо прокатиться на мотороллере от Колизея до площади Венеции – это здорово. Надо сказать, что мотороллер – чисто итальянское изобретение. Транспортное средство дешевое и просто идеально приспособленное для езды по узким улочкам старинных городов.
На площади Венеции, если помните, принцесса Анна решила сама немного порулить этой игрушечной машинкой. Брэдли успел вскочить на заднее сидение, но к сожалению, объяснить принцессе на ходу, где у мотороллера находится тормоз, ему не удалось. Поэтому всего за минуту перед нами на экране проскакивают несколько римских достопримечательностей, тоже достойных осмотра. Помпезный памятник первому королю Италии Виктору-Эммануилу, где натыкано столько сладких символов величия, что итальянцы, обладающие прирожденным вкусом, давным-давно обозвали этот памятник «Свадебным тортом». Красивенькое это строение прикрыло собой центр древнеримской власти и славы – Капитолий. Туда ведет широкая лестница, которую зритель видит на экране ровно полсекунды, пока мимо нее проскакивает мотороллер.
У подножия Капитолия – еще один древнеримский памятник, достойный внимания. Это – остатки многоквартирного дома, сдававшегося в наем. Таких домов в древнем Риме было много. Они назывались «инсулами» (островами). Квартиры в инсулах стоили недешево и были лишены многих удобств, без которых мы нынче посчитали бы подобное жилище для жилья малопригодным. Впрочем, древние римляне отходы жизнедеятельности вышвыривали прямо в окно, а большую часть времени проводили не взаперти, а на площадях и в цирках.
Остатки одного такого цирка, театра Марцелла, мелькают на экране в следующие полсекунды. Этот огромный цирк в средние века служил крепостью, а после был перестроен во дворец для знатного римского семейства Орсини. Но с мотороллера всего этого не заметить.
Что, наверное, и к лучшему. Потому что принцесса с журналистом уже благополучно вышли из полиции, куда попали за нарушение правил движения, и зашли в находящуюся рядом церковь Санта-Мария ин Космедин. Благодаря «Римским каникулам» церковь эта прославилась на весь мир.
Принадлежит она не римско-католической, а греческой церкви. Здесь в 8-м веке осели греческие монахи, бежавшие из Византии от преследований иконоборцев. Поэтому и улица, проходящая рядом, называется Греческой (Via della Greca). Церковь красива снаружи и богато украшена внутри. Отсюда и название. «Космедин» – переиначенное на итальянский манер греческое слово «космис» (κόσμησ), «украшение».
Впрочем, главной достопримечательностью церкви служит вещь от благолепия, казалось бы, далекая, огромная мраморная крышка, прикрывавшая когда-то колодец большой клоаки, римской канализационной системы, проходившей как раз неподалеку. На крышке изображен какой-то языческий бог, возможно, Океанус. (Статуя Океануса, кстати, размещена по центру фонтана Треви). Вместо рта – дырка, назначение которой понятно. Туда вставляли инструмент, с помощью которого крышку колодца сдвигали. Но обычный канализационный люк, поставленный на попа при входе в церковь Девы Марии, быстро оброс легендами. Согласно которым, была эта крышка «устами истины» (Bocca della Verità), своеобразным древнеримским детектором лжи. Якобы, стоило лжецу просунуть руку в рот жестокому богу, тот немедленно ее откусывал. Страшно!
Нынче за подход к этому артефакту взимают деньги, но очередь жаждущих продемонстрировать свою честность, заметна издалека. Как всегда, в очереди преобладают японцы с фотоаппаратами. Они прилежно фотографируются, засунув в рот грозному Океанусу свои ладошки. Языческий бог милосерден или попросту почивает.
От Санта-Мария ин Космедин по Греческой улице можно пойти налево, и тут же откроется огромное поле длиной более 600 метров. Это древнеримский Большой цирк (Circo Massimo). Во времена императоров здесь проводились гонки колесниц. Вроде тех, которые показаны в красочном американском фильме «Бен Гур». К слову, этот славный и оскароносный фильм, так же, как и комедию «Римские каникулы», снял режиссер Уильям Уайлер.
Римляне словами не разбрасывались. Большой цирк, действительно, был огромен. На его трибунах могли разместиться 250 тысяч человек, четверть всего населения древнего Рима.
Конечно, от былого величия Большого Цирка не осталось почти никаких следов. Величие это, пожалуй, можно только вообразить, так же, как воображаешь величие храмов, прогуливаясь по развалинам форумов. Впрочем, с этого места те самые античные развалины на Палатинском холме видятся на удивление живыми и величественными.
А если свернуть направо и пойти вдоль Тибра, минут через сорок неспешной ходьбы по набережной можно выйти еще к одному объекту, запечатленному в фильме о римских каникулах. Это – замок Святого Ангела. Он находится на этом месте с 135 г. н.э. Сначала это был мавзолей императора Адриана (того самого, при котором был построен Пантеон). А потом здесь построили городскую стену, и мавзолей стал крепостью. В средние века хозяевами Рима были папы, и в замке Святого Ангела они укрывались в случае опасности.
Замок был хорошо укреплен и мог выдержать серьезную осаду. Что и произошло в 1527 году, когда войска императора Карла V разграбили Рим похлеще всяких древних вандалов и гуннов.
В замок можно пройти за скромную плату, чтобы посмотреть средневековые осадные орудия и тюремные казематы. Среди знаменитых узников замка – социалист-утопист Томазо Кампанелла и Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир и живописец. Но если на продолжительную экскурсию жалко времени, то можно удовлетвориться и наружным осмотром. На вершине замка – скульптура того самого святого ангела, Михаила, вкладывающего меч в ножны. Согласно преданию, явление этого ангела папе Григорию Великому знаменовало окончание эпидемии чумы в Риме.
Заодно стоит взглянуть с моста на Тибр. В фильме здесь находилась танцплощадка, на которой произошла драка с агентами тайной полиции. Судя по всему, танцплощадка эта полностью на совести авторов фильма. Мне кажется, что подобного аттракциона здесь никогда не устраивалось, хотя бы потому что Тибр – река довольно грязная. И искупаться в ней, как это произошло с героями фильма, совсем не приятно.
И еще об одной выдумке авторов фильма. В ходе поездки по Риму Джо Брэдли привозит принцессу к стене исполнения желаний и рассказывает трогательную историю из времен всего восемь лет назад закончившейся мировой войны. Знатоки Рима утверждают, что рассказ – выдумка. Ничего подобного в городе не было. И даже городских легенд о стене исполнения желаний они не слышали. Сама стена, правда, существует и находится на Viale del Policlinico. Но, если в вашем распоряжении только один день в Риме, искать ее не стоит.
А вот чем обязательно стоит насладиться, если уж вы решились прогуляться вслед за принцессой и журналистом, так это мороженым (gelati) и кофе. В изготовлении двух этих кулинарных чудес итальянцы воистину достигли вершин.
Пересматривая этот старый фильм, я подумал, что в «Римских каникулах» предлагается, пожалуй, самый идеальный способ открыть для себя прелести Вечного города всего за один день.
Секрет прост: с Римом лучше всего знакомиться, неторопливо по нему гуляючи. Не комплексуя от того, что можешь не увидеть чего-то главного. И тогда, завернув за угол, непременно наткнешься на очередной всемирно известный памятник, которыми этот замечательный город просто пересыщен. А если рядом еще хороший друг, даже один день может остаться в памяти на всю жизнь. Помните, как принцесса Анна отвечает на вопрос, какой из европейских городов ей больше всего понравился? Вопреки требованиям дипломатического этикета у нее вырывается: «Рим, конечно, Рим!»
В самом начале своих римских каникул, именно в ходе непринужденной прогулки она невзначай наткнулась сразу на два римских сокровища: фонтан Треви и Испанскую лестницу.
Даже трудно сказать, с какого места лучше в первый раз увидеть фонтан Треви. Сверху ли, сразу весь (как явился он принцессе Анне), или выйдя из боковой улочки, едва ли не вздрогнув от неожиданности.
Фонтан Треви – самый большой и самый известный из римских фонтанов. И, несомненно, один из известнейших фонтанов в мире. Он является конечной точкой акведука длиной 22 километра, по которому вода с ближайших гор поступала в Рим. Название – от того, что стоял фонтан на пересечении трех улиц (tre vie). Барочная пышность фонтана Треви – настоящий гимн воде, без которой не было бы великого Рима. Факт, доказанный историей.
В 537 году ост-готы, осаждая город, разрушили акведуки. Это нанесло Риму больший удар, чем предшествующие многочисленные ограбления. Лишившись воды, многие кварталы Рима опустели. Люди попросту бежали из города. Оставшееся население стало пользоваться забытыми и нечистыми колодцами, а центр города сам собой сместился в болотистую и неудобную для жизни долину Тибра, пить воду из которого было так же опасно, как из канализационной трубы. Но приходилось.
Испанская лестница – тоже известная римская достопримечательность. И тоже чемпион Европы – самая широкая лестница континента, роскошно исполненная в стиле барокко. Испанская – потому что поднимается она от площади Испании (где с давних пор находилось посольство Испании при Святом престоле). Впрочем, она могла бы называться и Французской, поскольку поднимается к собору Троицы на холме Пинчо, патроном которого был как раз французский король.
Более того, строительство лестницы начали после того, как на это благородное дело в конце 17-го века пожертвовал крупную сумму денег один французский дипломат. Но благородное дело застопорилось. Французы желали разместить на лестнице памятник королю Людовику XIV, а римский папа, хозяин города, считал это украшение излишним. Из-за этих споров лестницу построили только в начале 18-го века и украсили дипломатически выдержанной смесью из гербов французских королей (лилии) и римского папы (коронованные орлы).
Но результат оказался прекрасным. Эта лестница в 138 ступеней – один из символов Рима и один из главных «тусовочных» центров итальянской столицы. Жизнь здесь, кажется, не прекращается ни на минуту и кипит в любую погоду.
Именно отсюда началось совместное путешествие принцессы и журналиста по очаровательной путанице римских улиц и площадей.
Надо сказать, что практически все римские туристические объекты находятся в пределах городских стен императорского Рима, бывшего две тысячи лет назад самым большим городом мира. Ни в одном другом городе на нашей планете тогда не проживал миллион человек. У современных римлян хватает здравого смысла и юмора не числить себя прямыми потомками римлян древних, но нынешний Рим вполне сознательно произрастает на месте Рима античного. На гербе столицы Италии – четыре буквы – аббревиатура давнего девиза: «Senatus Populus Que Romanus» («Сенат и народ римский»). Особенно умилительно видеть эту гордую надпись, украшавшую когда-то штандарты имперских легионов, на водоразборных колонках и чугунных водопроводных люках.
Древнеримские развалины могут встать на пути гуляющего по Риму туриста в любом месте. За примером далеко ходить не надо. Вокзал Термини потому так и называется, что находится напротив терм (то есть, бань), построенных во времена императора Диоклетиана (а это 300 г н.э.) Или – если вернуться к фильму «Римские каникулы» – кафе «Rocca», куда Джо Брэдли повел принцессу Анну, находилось раньше на площади Ротонда (Piazza della Rotonda). Эта площадь – тоже приманка для туристов. Здесь находится Пантеон, построенный во времена императора Адриана, то есть во II веке н.э.
«Пантеон» по-гречески означает «храм всех богов». Название отражало сущность. Здесь размещались статуи всех языческих богов, которым поклонялись на территории империи. Этакий своеобразный символ античной религиозной толерантности. А через 500 лет, 1 ноября 609 года, Пантеон переосвятили и назвали «Церковью всех святых». Поэтому, кстати, христианский праздник «День всех святых» и приходится на 1 ноября. Ранняя канонизация уберегла Пантеон от разрушения. Это – единственное здание древнего Рима, дошедшее до наших дней не в виде развалин. И демонстрирующее, что в инженерном деле римляне достигли высот необыкновенных. Купол Пантеона диаметром 43 метра с отверстием посередине впечатляет даже тех, кто, будучи студентом, сопротивление материалов не изучал. Особенно в солнечный полдень, когда через отверстие в куполе падает вниз почти осязаемый столб света.
Зря все-таки Джо Брэдли не завел принцессу Анну вовнутрь! Ведь из всех римских чудес очаровательная принцесса знала только одно: Колизей. Ради того, чтобы его посмотреть, она и удрала из посольства. Как известно, до Колизея она не дошла совсем чуток, прикорнув на каменной скамейке, где ее и нашел журналист.
Скамейка эта стоит на обочине широкого проспекта, который проложили во времена Муссолини. Проспект гордо назвали Имперским и предназначали, главным образом, для военных парадов, без которых любой тоталитарный режим чувствует себя весьма неуютно.
После войны название проспекта сменили. Он стал называться улицей Императорских форумов. Форумы располагаются по обе стороны от проезжей части.
Вот уж с какого места не стоит начинать свое знакомство с Римом! Довольно уныло ходить среди остатков храмов античных богов, слабо представляя себе разницу между Марсом и Сатурном, Вестой или Юноной. А уж если хочется восхититься грандиозностью древней постройки, тогда лучше всего – сразу в Колизей! Да побыстрей!
Колизей – от слова «колоссальный». Действительно, постройка была грандиозная настолько, что на арене этого цирка происходили даже водные феерии. Через специальные каналы арену наполняли водой из Тибра и на этом искусственном озере устраивали сражения между кораблями.
Впрочем, всемирно знаменитым развалинам в фильме уделяется совсем немного времени. Скучно там, если ты не профессиональный археолог, а всего-навсего принцесса на каникулах. А вот лихо прокатиться на мотороллере от Колизея до площади Венеции – это здорово. Надо сказать, что мотороллер – чисто итальянское изобретение. Транспортное средство дешевое и просто идеально приспособленное для езды по узким улочкам старинных городов.
На площади Венеции, если помните, принцесса Анна решила сама немного порулить этой игрушечной машинкой. Брэдли успел вскочить на заднее сидение, но к сожалению, объяснить принцессе на ходу, где у мотороллера находится тормоз, ему не удалось. Поэтому всего за минуту перед нами на экране проскакивают несколько римских достопримечательностей, тоже достойных осмотра. Помпезный памятник первому королю Италии Виктору-Эммануилу, где натыкано столько сладких символов величия, что итальянцы, обладающие прирожденным вкусом, давным-давно обозвали этот памятник «Свадебным тортом». Красивенькое это строение прикрыло собой центр древнеримской власти и славы – Капитолий. Туда ведет широкая лестница, которую зритель видит на экране ровно полсекунды, пока мимо нее проскакивает мотороллер.
У подножия Капитолия – еще один древнеримский памятник, достойный внимания. Это – остатки многоквартирного дома, сдававшегося в наем. Таких домов в древнем Риме было много. Они назывались «инсулами» (островами). Квартиры в инсулах стоили недешево и были лишены многих удобств, без которых мы нынче посчитали бы подобное жилище для жилья малопригодным. Впрочем, древние римляне отходы жизнедеятельности вышвыривали прямо в окно, а большую часть времени проводили не взаперти, а на площадях и в цирках.
Остатки одного такого цирка, театра Марцелла, мелькают на экране в следующие полсекунды. Этот огромный цирк в средние века служил крепостью, а после был перестроен во дворец для знатного римского семейства Орсини. Но с мотороллера всего этого не заметить.
Что, наверное, и к лучшему. Потому что принцесса с журналистом уже благополучно вышли из полиции, куда попали за нарушение правил движения, и зашли в находящуюся рядом церковь Санта-Мария ин Космедин. Благодаря «Римским каникулам» церковь эта прославилась на весь мир.
Принадлежит она не римско-католической, а греческой церкви. Здесь в 8-м веке осели греческие монахи, бежавшие из Византии от преследований иконоборцев. Поэтому и улица, проходящая рядом, называется Греческой (Via della Greca). Церковь красива снаружи и богато украшена внутри. Отсюда и название. «Космедин» – переиначенное на итальянский манер греческое слово «космис» (κόσμησ), «украшение».
Впрочем, главной достопримечательностью церкви служит вещь от благолепия, казалось бы, далекая, огромная мраморная крышка, прикрывавшая когда-то колодец большой клоаки, римской канализационной системы, проходившей как раз неподалеку. На крышке изображен какой-то языческий бог, возможно, Океанус. (Статуя Океануса, кстати, размещена по центру фонтана Треви). Вместо рта – дырка, назначение которой понятно. Туда вставляли инструмент, с помощью которого крышку колодца сдвигали. Но обычный канализационный люк, поставленный на попа при входе в церковь Девы Марии, быстро оброс легендами. Согласно которым, была эта крышка «устами истины» (Bocca della Verità), своеобразным древнеримским детектором лжи. Якобы, стоило лжецу просунуть руку в рот жестокому богу, тот немедленно ее откусывал. Страшно!
Нынче за подход к этому артефакту взимают деньги, но очередь жаждущих продемонстрировать свою честность, заметна издалека. Как всегда, в очереди преобладают японцы с фотоаппаратами. Они прилежно фотографируются, засунув в рот грозному Океанусу свои ладошки. Языческий бог милосерден или попросту почивает.
От Санта-Мария ин Космедин по Греческой улице можно пойти налево, и тут же откроется огромное поле длиной более 600 метров. Это древнеримский Большой цирк (Circo Massimo). Во времена императоров здесь проводились гонки колесниц. Вроде тех, которые показаны в красочном американском фильме «Бен Гур». К слову, этот славный и оскароносный фильм, так же, как и комедию «Римские каникулы», снял режиссер Уильям Уайлер.
Римляне словами не разбрасывались. Большой цирк, действительно, был огромен. На его трибунах могли разместиться 250 тысяч человек, четверть всего населения древнего Рима.
Конечно, от былого величия Большого Цирка не осталось почти никаких следов. Величие это, пожалуй, можно только вообразить, так же, как воображаешь величие храмов, прогуливаясь по развалинам форумов. Впрочем, с этого места те самые античные развалины на Палатинском холме видятся на удивление живыми и величественными.
А если свернуть направо и пойти вдоль Тибра, минут через сорок неспешной ходьбы по набережной можно выйти еще к одному объекту, запечатленному в фильме о римских каникулах. Это – замок Святого Ангела. Он находится на этом месте с 135 г. н.э. Сначала это был мавзолей императора Адриана (того самого, при котором был построен Пантеон). А потом здесь построили городскую стену, и мавзолей стал крепостью. В средние века хозяевами Рима были папы, и в замке Святого Ангела они укрывались в случае опасности.
Замок был хорошо укреплен и мог выдержать серьезную осаду. Что и произошло в 1527 году, когда войска императора Карла V разграбили Рим похлеще всяких древних вандалов и гуннов.
В замок можно пройти за скромную плату, чтобы посмотреть средневековые осадные орудия и тюремные казематы. Среди знаменитых узников замка – социалист-утопист Томазо Кампанелла и Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир и живописец. Но если на продолжительную экскурсию жалко времени, то можно удовлетвориться и наружным осмотром. На вершине замка – скульптура того самого святого ангела, Михаила, вкладывающего меч в ножны. Согласно преданию, явление этого ангела папе Григорию Великому знаменовало окончание эпидемии чумы в Риме.
Заодно стоит взглянуть с моста на Тибр. В фильме здесь находилась танцплощадка, на которой произошла драка с агентами тайной полиции. Судя по всему, танцплощадка эта полностью на совести авторов фильма. Мне кажется, что подобного аттракциона здесь никогда не устраивалось, хотя бы потому что Тибр – река довольно грязная. И искупаться в ней, как это произошло с героями фильма, совсем не приятно.
И еще об одной выдумке авторов фильма. В ходе поездки по Риму Джо Брэдли привозит принцессу к стене исполнения желаний и рассказывает трогательную историю из времен всего восемь лет назад закончившейся мировой войны. Знатоки Рима утверждают, что рассказ – выдумка. Ничего подобного в городе не было. И даже городских легенд о стене исполнения желаний они не слышали. Сама стена, правда, существует и находится на Viale del Policlinico. Но, если в вашем распоряжении только один день в Риме, искать ее не стоит.
А вот чем обязательно стоит насладиться, если уж вы решились прогуляться вслед за принцессой и журналистом, так это мороженым (gelati) и кофе. В изготовлении двух этих кулинарных чудес итальянцы воистину достигли вершин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий