Известно ли вам, что в Японии заяц в некотором роде считается птицей?
Что одна из основных японских религий - буддизм, думаю, рассказывать не надо. Так вот, согласно ортодоксальному буддизму, поедание животных - большой грех, который сильно отяжеляет карму и уменьшает шансы на перерождение в достойном облике ("...а коли туп как дерево, родишься баобабом и будешь баобабом тыщу лет пока помрешь"). Дабы окончательно и бесповоротно внедрить эту ценную мысль в мозги своих подданных, в 675 году император Тэнму (основатель первого древнего японского правительства) издал закон о запрете мясной пищи, по которому убийство и последующее поедание коров, лошадей, собак, обезьян и кур каралось не только ухудшением кармы в будущем, но и сильными неприятностями в настоящем. Его преемники на японском императорском троне продолжили славную традицию защиты домашних животных изданием новых указов с тем же содержанием. Ну, с императорами и прочими самураями особых проблем по части вегетарианства не было: ныне живущий потомок богини Солнца сказал, остальные стукнули лбами в татами и ринулись исполнять. Благо им-то выбирать было из чего. А вот у простых японцев с выбором чего б пожрать проблем было много больше, посему императорскими эдиктами втихаря пренебрегали.
Самым известным японским "зеленым", борцом за права животных, был пятый сёгун из рода Токугав, Цунаёси, правивший в 1685-1709 годах (почти в одно время с нашим Петром Первым). Сёгун Цунаёси был рожден в Год Собаки и, надо думать, ощущал свое родство с этим животным, как сейчас говорят, не по-деццки. И был, похоже, стопроцентным и беспримесным циником - любителем собак и мизантропом. Посему прославился кучей эдиктов и законов о защите собачьих прав. Причем, нарушение этих самых прав каралось (в зависимости от тяжести преступления) тюрьмой, ссылкой на отдаленные острова для простолюдинов и высочийшим повелением совершить харакири для самурайского сословия. До кучи, чтоб собакам скучно не было, защиту распространили на всех домашних и диких животных. Современные исследователи полагают, что законы о защите животных того времени - лучшее, до чего могли бы додуматься зеленые даже в наше просвещенное время. А вредные японцы обозвали своего правителя "Собачий Сёгун". Вот ведь шутка истории: правитель, который обожал собак и защищал животных, остался в японской истории под именем сукиного сына, а император Мейдзи, который впервые 24 января 1872 года торжественно наелся говядины при скоплении всей знати и иностранных послов, зовется "реформатором". Отсюда мораль: не мешай людям кушать в свое удовольствие, и будет тебе вечный почет и уважение от сытых и любящих подданных.
Тоскливая жизнь была у японского народа в годы правления Собачьего Сёгуна: мяса не дают, да еще и пугают, специальным вердиктом все увеселительные заведения (театры Кабуки, чайные домики с гейшами и проститутками) были выдворены за пределы городов (работать надо, а не по театрам шляться!)... Короче, абзац полный. Из диких тварей под действие эдиктов о защите прав не попадали только дикие птицы вроде всяких цапель и уток. Так ведь и мяса в них - кот наплакал. История не сохранила имени того, кто первым догадался, что японское слово "усаги" (заяц) состоит из двух слов: "у" (баклан) и "саги" (цапля). А стало быть, заяц - птица и под действие закона не попадает. Надо думать, после этого "открытия" жизнь японских зайцев сильно осложнилась. Но идею поддержали вечно голодные буддийские монахи, жившие в горах и пробавлявшиеся подножным кормом. Водных птиц в горах не так уж много, а вот зайцев... было много. Так зайцы стали птицами.
Отголоски той давней истории сохранились в японском языке. Согласно японской грамматике, каждый сорт предметов должен пересчитываться с помощью специальной частицы (вроде "штуки", но для каждого сорта свои). Например, предметы плоские (листы бумаги) - частицей "маи", длинные, палкообразные (карандаши, столбы) - частицей "хон", круглые (мячи, яблоки, яйца) - частицей "ко" и т.д. Птицы считаются частицей "ва". Животные пересчитываются с помощью "хики". За одним только исключением: зайцев считают частицей "ва".
Самым известным японским "зеленым", борцом за права животных, был пятый сёгун из рода Токугав, Цунаёси, правивший в 1685-1709 годах (почти в одно время с нашим Петром Первым). Сёгун Цунаёси был рожден в Год Собаки и, надо думать, ощущал свое родство с этим животным, как сейчас говорят, не по-деццки. И был, похоже, стопроцентным и беспримесным циником - любителем собак и мизантропом. Посему прославился кучей эдиктов и законов о защите собачьих прав. Причем, нарушение этих самых прав каралось (в зависимости от тяжести преступления) тюрьмой, ссылкой на отдаленные острова для простолюдинов и высочийшим повелением совершить харакири для самурайского сословия. До кучи, чтоб собакам скучно не было, защиту распространили на всех домашних и диких животных. Современные исследователи полагают, что законы о защите животных того времени - лучшее, до чего могли бы додуматься зеленые даже в наше просвещенное время. А вредные японцы обозвали своего правителя "Собачий Сёгун". Вот ведь шутка истории: правитель, который обожал собак и защищал животных, остался в японской истории под именем сукиного сына, а император Мейдзи, который впервые 24 января 1872 года торжественно наелся говядины при скоплении всей знати и иностранных послов, зовется "реформатором". Отсюда мораль: не мешай людям кушать в свое удовольствие, и будет тебе вечный почет и уважение от сытых и любящих подданных.
Тоскливая жизнь была у японского народа в годы правления Собачьего Сёгуна: мяса не дают, да еще и пугают, специальным вердиктом все увеселительные заведения (театры Кабуки, чайные домики с гейшами и проститутками) были выдворены за пределы городов (работать надо, а не по театрам шляться!)... Короче, абзац полный. Из диких тварей под действие эдиктов о защите прав не попадали только дикие птицы вроде всяких цапель и уток. Так ведь и мяса в них - кот наплакал. История не сохранила имени того, кто первым догадался, что японское слово "усаги" (заяц) состоит из двух слов: "у" (баклан) и "саги" (цапля). А стало быть, заяц - птица и под действие закона не попадает. Надо думать, после этого "открытия" жизнь японских зайцев сильно осложнилась. Но идею поддержали вечно голодные буддийские монахи, жившие в горах и пробавлявшиеся подножным кормом. Водных птиц в горах не так уж много, а вот зайцев... было много. Так зайцы стали птицами.
Отголоски той давней истории сохранились в японском языке. Согласно японской грамматике, каждый сорт предметов должен пересчитываться с помощью специальной частицы (вроде "штуки", но для каждого сорта свои). Например, предметы плоские (листы бумаги) - частицей "маи", длинные, палкообразные (карандаши, столбы) - частицей "хон", круглые (мячи, яблоки, яйца) - частицей "ко" и т.д. Птицы считаются частицей "ва". Животные пересчитываются с помощью "хики". За одним только исключением: зайцев считают частицей "ва".
Евгения Нисикава
Комментариев нет:
Отправить комментарий