EnglishFrenchGermanSpainItalianDutchRussianPortugueseJapaneseKorean ArabicChinese Simplified

воскресенье, 6 марта 2011 г.

Жаль, что водка – не виски

Шотландия, постоянно оспариваемая ирландцами родина виски, представляет собой весьма любопытный в маркетинговом плане феномен. Жутко пахнущий самогон, пусть даже и выдержанный в стареньких бочках, является самым продаваемым в мире напитком, а компания, владеющая большей частью вискикурен, является алкогольной компанией №1. Куда этот мир катится?

Так приятно поговорить с умным человеком. Сам задаешь вопрос, сам на него и отвечаешь. Мир катится к полной и безоговорочной победе виски в качестве настоящих мужских напитков. Даже производители бурбона, конечно по секрету, говорят о позиционировании внутри компании бурбона как переходного напитка от Колы к «настоящему» скотчу.

И здесь хочу сесть на своего конька и немного поскакать. Почему ни в одном из планов России по установлению мирового господства в области модернизации, нефтетрейдинга и создания «потоков» голубого топлива нет ни слова о развитии водки как национального продукта? Возобновляемый сырьевой продукт! Признан во всем мире! Все, что надо – это только господдержка и стимулирование экспорта и увеличение таможенных платежей на импорт водки.

Мы порой не знаем, куда зерно девать, – вот он, огромный рынок сбыта, целый мир тяжело пьющих. Diageo продает более 770 миллионов литров своих напитков, львиную долю среди которых занимают Johnnie Walker и водки «Смирнов» и Smirnoff. По-прежнему безоговорочным лидером в 2010-м году является водка Smirnoff с 223 миллионами литров, ром Bacardi (174 млн), виски Johnnie Walker (146 млн), водка Absolut (98 млн) и виски Jack Daniels (89 млн). Смешно, но SPI Group уже вошла в 20-ку крупнейших производителей, а мы все телепаемся в конце этого списка, и то за счет Рустама Тарико, который самостоятельно продвигает свой «Русский Стандарт». Рынок крепкого алкоголя оценивается экспертами более чем в 4 миллиарда литров, а Россия, традиционный игрок на этом рынке, пытается душить собственную промышленность, вместо того, чтобы споить уже весь мир. По паре долларов за литр – громадные деньги получаются, однако. И никакая Третья Мировая не потребуется – Русская Водка Идет!

Но вернемся к Скотчу. Почему я называю этот напиток феноменом? Потому что правильное законодательство и маркетинг позволили ему стать напитком №1 во всем мире, не сильно вкладываясь в промышленность. У каждого, кто был на вискикурнях, возникает вопрос: и как вот эти 3 (или 2, или 4) самогонных аппарата умудряются произвести столько? А производят же. И у большинства, даже у совсем больших ребят, нет собственных разливочных линий, этим на аутсорсинге занимаются специально обученные боттлеры.

По закону шотландским виски может называться напиток, полученный путем возгонки из растительного сырья и выдержанный в бочках на территории Шотландии не менее трех лет. Все! Ни тебе требований к происхождению сырья, ни к его сортности, ни к качеству, как при производстве коньяка, ни к качеству бочек… Так и получается, что напиток, который в Шотландии называется grain whisky, – это выдержанная 3 года (сиречь усохшая) в старых бочках из-под бурбона русская водка. А malt whisky, очень грубо выражаясь, продукт перегонки ячменного пива, сброженного, но не сваренного. Причем зерно для пива – опять же из России. Или Австралии. Или еще откуда, где ячмень дает хорошо карамелизующийся урожай. Волшебство, да и только. Даже в Кентукки, откуда родом бурбон, горько шутят: это шотландцы пролоббировали закон о бурбоне. Дело в том, что по этому закону бурбон можно выдерживать в бочках только один(!) раз. После чего бочка подлежит утилизации. Или продаже по остаточной стоимости в Шотландию. И так, уважаемые дамы и господа, который год подряд.

Это все, конечно, шутки, но в каждой шутке есть доля шутки. На самом деле, даже самогоноварение – это тяжелейший труд. И в ситуации шотландского виски это, конечно, формирование вкуса у населения всего мира. Даже в России, если рассматривать импортные напитки, – это крепкий алкоголь №1. Не ром, над которым должен, по идее, витать флер опасных странствий и жутких пиратов, не коньяк, который жаловала вся русская элита, начиная с царей и заканчивая генсеками, и даже не бурбон, который должен был бы привлечь своей американскостью, легкостью и сладостью. А жесткий, порой даже жестокий напиток с запахом торфа и моря, сухофруктов и миндаля, изюма и сливок, меда и марципана, яблок и цитрусовых, ванили и специй… да мало что ли вкусов и ароматов, которыми он вас привлечет.

Андрей Ткемаладзе

Комментариев нет:

Отправить комментарий