EnglishFrenchGermanSpainItalianDutchRussianPortugueseJapaneseKorean ArabicChinese Simplified

суббота, 17 сентября 2011 г.

Гид по сюрреализму (10 шедевров фактов и цитат)

В Москве в ГМИИ до 13 ноября проходит большая персональная выставка Сальвадора Дали. Это хороший повод вспомнить самых известных сюрреалистов.

Начиная с двадцатых и до шестидесятых годов 20 века многие смелые эксперименты и взбалмошные выходки были связаны с сюрреалистами: их явная направленность вовне, страсть попугивать обывателей и давать пощечины общественному вкусу сделала их, наверное, самой шумной арт-группировкой в истории. К тому же, поиграть со значениями снов и слов, нырнуть в подсознание себя и общества и вынырнуть оттуда с наброском картины хотели и пробовали многие: вещи в стиле сюрреализма есть почти у каждого художника, жившего в те времена, — от Марселя Дюшана до Пабло Пикассо, официально к движению не причастных.

Почему сюрреализм рано или поздно захватил мир, а массовая культура переполнена цитатами из Дали и Магритта — загадка для большинства искусствоведов. Очевидно, что не все художники из этого круга были революционерами, а многие и вовсе годами работали под кальку и не отличались хорошим вкусом, но если спросить у условного прохожего на улице, что для него магия в искусстве — с наибольшей вероятностью он тут же вспомнит растекающиеся часы или дождь из людей в котелках. Сюрреализм остается привлекателен, потому что как будто застыл во времени, вобрав в себя яркие образы, сумасбродные стихи и ни на что не похожее остроумное кино, и скользить по страницам его истории приятно — наверное, это самое понятное искусство XX века, ключи к которому все еще находятся в зоне досягаемости. И сколько бы ни было в картине сюрреалиста сюра, главное в ней — реализм, узнавание существующих объектов, которые искажаются и меняются местами. А узнавать и разгадывать всегда приятнее, чем теряться и не понимать.

10 шедевров сюрреализма от главных художников жанра

Ман Рэй.
Скрипка Энгра, 1924.

Коллажное черно-белое изображение в стиле ню — один из хрестоматийных примеров сюрреализма. Ман Рэй создал резкий контраст обнаженной женской спины и глубокого черного фона, где свет практически превращает тело в мраморный объект. С помощью фотомонтажа на абсолютно реальной спине были нанесены узнаваемые элементы музыкального инструмента. Название работы отсылает к известной метафоре: «скрипкой Энгра» чаще всего называют его второе увлечение — как известно, французский художник Энгр все свободное от живописи время посвящал скрипке.






Жоан Миро.
Материнство, 1924.

Эта работа каталонского художника показывает, как Миро примеряет на себя технику сюрреалистов: в начале двадцатых художник как раз и формирует свой узнаваемый стиль: вытесняет органику геометрическими формами — конусами, шарами, треугольниками. На его картинах появляются элементы чертежной графики — прямые и пунктирные линии, которые показывают связи объектов и векторы движения.









Сальвадор Дали.
Постоянство памяти, 1931.


«Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» — каноническое для сюрреалистов полотно. Дали вспоминает о том, как нарисовал свою самую известную картину: «Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень — чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины».

Ханс Беллмер.
Кукла, 1934.

Работать над серией деформированных кукол Беллмер начал в 1933 году, впечатлившись встречей с несовершеннолетней двоюродной сестрой: «Прилаживать суставы, сочленения друг к другу, выжимать из шаров и из радиуса вращения образ детских поз, тихонько следовать контуру ложбинок, вкушать наслаждение от округлости, создавать красоту, внося в нее не без злорадства тень деформации… обнажать тайные робкие мысли маленьких девочек, вскрывать самые сокровенные глубины этих мыслей».








Макс Эрнст.
Ангел домашнего очага, или Триумф сюрреализма, 1937.

Под двусмысленным названием скрывается страшная для того времени метафора: Макс Эрнст, как и другие немецкие сюрреалисты, видел, что с его страной делает фашизм и чувствовал приближение Второй мировой войны. В виде экспрессивно написанного разбушевавшегося монстра в цветных отрепьях немецкий художник изобразил коричневую чуму, уже ставшую в тот момент серьезной угрозой для всех несогласных с фашистскими режимами.


Фрида Кало.
Корни, 1943.

Мексиканская художница и жена Диего Риверы входит в десятку самых дорогих художников нашего времени. На этой картине художница, прикованная к постели из-за травмы позвоночника, изобразила свою болезнь и страдания в свойственном ей наивном стиле.




Поль Дельво.
Спящая Венера, 1944.


В отличии от других художников, пик Дельво как сюрреалиста приходится уже на послевоенное время. После путешествия в Италию художник совершенно очаровался античной архитектурой и скульптурой и стал рисовать фигуры в сюрреалистических городских пейзажах, составленных из тщательно нарисованных античных зданий. В этой картине привычная для Дельво обнаженная Венера окружена античным городом, горным пейзажем и несколькими загадочными фигурами, одна из которых — скелет.



Джорджо де Кирико.
Жертвоприношение солнцу, 1968.

Итальянский сюрреалист рисовал работы в основном в трех жанрах: автопортреты, натюрморты и пейзажи, состоявшие из геометричных зданий и неуместных объектов. В целой серии полотен он изображал два светила — Солнце и Луну, странным образом соединенные между собой электрическими проводами. Глядя на них, складывается ощущение, что между светилами происходит обмен энергией.









Рене Магритт.
Сын человеческий, 1964.

Бельгийский художник писал эту картину в конце своей карьеры как автопортрет. Скрытое от взгляда лицо, которое заменяют другие предметы, сопоставление текстур и контуров стало приемом для многих картин Магритта. На этой картине лицо героя закрыто зеленым яблоком, которое словно парит в пространстве: «Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим — это нечто другое, мы всегда хотим увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим на самом деле. Всегда интересно, что скрыто и что нам не показывает видимое. У меня есть сильное чувство, похожее на конфликт — между видимым, которое скрыто, и видимым, которое видно».





Доротея Таннинг.
Заметки для Апокалипсиса, 1978.

Доротея Таннинг, жена художника Макса Эрнста, продолжала рисовать картины в стиле сюрреализма вплоть до начала восьмидесятых: после смерти мужа художница возвращается в Нью-Йорк, придумывая не только новые картины, но и скульптуры — кресла с хвостами и диваны с запутанными конечностями. Эту картину Доротея нарисовала под впечатлением от скатерти на воскресном обеденном столе: контуры, по которым сложена скатерть, напомнили ей сетку. На ее картине эта сетка нападает на обитателей, пытаясь создать какой-то порядок в окружающем ее пространстве.

10 фактов о сюрреализме и сюрреалистах

В 1919 году своим «шедевром» искусства — «Джоконда с усами» художник-дадаист Марсель Дюшан бросил вызов обществу. Картину он назвал L.H.O.O.Q. Если быстро читать название, то оно звучит по-французски как «elle a chaud au cul» («у нее внизу огонь»). Художник объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее. «Джоконда бритая» — так Марсель Дюшан обычно называл классический образ Моны Лизы. И хотя официально «Джоконда с усами» — произведение дадаистское, его называли источником вдохновения первые сюрреалисты Парижа и Цюриха.



Первая поэма сюрреалистов — «Магнетические поля» — возникла в результате автоматической записи мыслей и ассоциаций без ремарок и знаков препинания. В дальнейшем автоматическое письмо использовали не только сюрреалисты-писатели, но и художники, чтобы собрать образы и идеи для новых картин. Приемы сюрреалистов взяли на вооружение рекламщики со всего мира — одна из самых действенных стратегий придумывания идей — мозговой штурм — имеет свои корни именно в автоматическом письме.



Выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 году происходила в темноте, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т. п. Кроме того, специально посаженный за ширмами человек непрерывно осыпал присутствующих ругательствами.



«Великолепный труп» — так называли сюрреалисты способ коллективного создания литературного текста. Как в детской игре, они передавали друг другу лист бумаги, на котором каждый из присутствующих дописывал слово, не имея понятия, что было написано раньше. В результате, например, могло получиться: «Устрица из Сенегала съест трехцветный хлеб…»



Первый сюрреалистический фильм снял француз Рене Клер. Его двадцатиминутный «Антракт» под музыку Эрика Сати прокручивал пленку задом наперед, экспериментировал со слоу-моушеном и необычными ракурсами: в кадре танцующая балерина показана снизу, так что видно только стопы и ноги, а летающее яйцо с помощью монтажа превращается в птицу.



Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара Сальвадор Дали нес в руках батон хлеба длиной два метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне, оделся в костюм водолаза. «Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания», — сохраняя полную серьезность, сказал художник.



Художники-сюрреалисты коллекционировали порнографические открытки, что вошло в обычай с Эдуарда Мане, со второй половины XIX века, многие сцены из которых стали сюжетами для картин. Так, например, Магритт написал в 1947 году картину «Философия будуара», где перед зрителем происходит метаморфоза: нижняя рубашка неожиданно обретает плоть обнаженной женской фигуры.



Режиссер-сюрреалист Луис Бунюэль, придумавший вместе с Дали «Андалузского пса» и «Скромное обаяние буржуазии», обожал переодевания. В Мадриде он одевался священником и прогуливался по улицам — это грозило ему пятью годами тюрьмы. В другой раз он оделся офицером, прицепился к двум артиллеристам, которые не отдали ему честь, и отправил их к дежурному офицеру.



Для выставки E.R.O.S в 1959 году художница Мерет Оппенгейм подготовила инсталляцию, которая представляла собой полностью обнаженную женщину, прямо на теле которой был накрыт ужин на шесть персон.



Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Его тело замуровано в полу в музее Дали в городе Фигерас (Испания): при жизни художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.
10 цитат о сюрреализме:
«Я верю, что в будущем сон и реальность — эти два столь различных, по видимости, состояния — сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность, если можно так выразиться. И я отправлюсь на ее завоевание, будучи уверен, что не достигну своей цели»
Андре Бретон
«Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла»
Рене Магритт
«Каждое их произведение намеревается уничтожить все реальное, вместе с собой»
Жан-Поль Сартр
«Сюрреалисты, абсолютно второстепенные в литературе, благодаря хорошим фотографиям, воспоминаниям раздуты до масштабов культа»
Эдуард Лимонов
«Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы, взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько это возможно, стрелять по толпе»
— Андре Бретон
«Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время»
— Сальвадор Дали
«Красота будет конвульсивной, или ее не будет»
— Андре Бретон
«Моя живопись несет с этим сообщение боли. Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность»
— Фрида Кало
«Сюрреалистские традиции во всех искусствах объединяет идея подрыва любых условностей и создания новых смыслов или бессмыслиц путем безоглядного сопоставления. Красота — это, говоря словами Лотреамона, "негаданная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе"»
— Сьюзен Зонтаг
«Живопись для меня не декоративное развлечение, или пластическое изобретение фетровой действительности; она должна быть каждый раз инвенцией, открытием, апокалипсисом»
— Макс Эрнст

Комментариев нет:

Отправить комментарий