EnglishFrenchGermanSpainItalianDutchRussianPortugueseJapaneseKorean ArabicChinese Simplified

вторник, 26 июля 2011 г.

«Последний мамонт Франции»

Чтобы увидеть французский фильм во Франции нужно всего лишь выйти на улицу, зайти в ближайшее брассери, заказать чашку кофе. Но перед этим обязательно поулыбаться и спросить сава-несава у всех встреченных соседей с багетами в руках.

Если вы мужчина, человек за соседним столиком в кафе обязательно заглянет в вашу газету и эмоционально поделится своим мнением о вчерашнем матче или о том, какой же Сарко дурак. Если вы женщина — то тем более.


Дальше по списку: неспешно дойти до ближайшего буланжери, божественный круассан, немного поболтать с булочником (цей), испачкать чистые туфли в собачьих какашках, наблюдать за тем, как большие зелёные машины забирают зелёные мусорные баки, а следом — за не менее феерическим явлением под названием «французы паркуются». Потом будет долгий обед, перетекающий в ужин и вино-вино-вино. 


Правда же, вы всё это не раз уже видели во французских фильмах? Зачастую там только и про это. Ну и ещё про любимое занятие французов. Нет, не про секс. Хотя и про него тоже.


В прокат выходит фильм «Последний мамонт Франции»

Это фильм-рефлексия. Настоящая французская рефлексия! Никто так не умеет рефлексировать, как это делают французы. По поводу и без. Бывают люди-ипохондрики, а бывают нации-рефлексаторы. Никакой «французской жизни» в кино нет. А есть лишь один Депардье — великий и прекрасный. Толстый и длинноволосый. Он и за круассан, и за вино, и за Сарко. Рефлексирует за всю страну. Французам почему-то всегда кажется, что всё закончилось, всё страшно изменилось и ушло куда-то в небытие. Что у них всё плохо и дальше обрыв! Рефлексируют, самоистязаются и остаются самой прекрасной страной в мире. Однако! Они жалуются на свою полицию, на власти, на коррупцию и ремонт дорог, на эмигрантов и свои пенсии, хотя всё это у них имеет человеческое лицо, в отличие от…

Сначала герой Депардье рефлексирует насчёт того, что придётся уходить на пенсию, позже — что нынешний мясник не относится к колбасе с таким же уважением и любовью, как когда-то он. О том, что исчезли бумажные архивы и появились компьютеры. Потом на тему одиночества человека, посвятившего жизнь работе (сцена с рыдающими мужчинами в ресторане, над которой громко смеялся наш зал). На тему ушедшей молодости и ощущения ненужности. О своей первой неудавшейся любви, в конце концов (играет её, кстати, прекрасная Изабель Аджани).

Очень ожидаемо и в унисон к фильму рефлексирует французская пресса о нём. Они пишут про «то, что стало с людьми того поколения», о том, «во что превратился мир», о «некоем состоянии современного общества» и о «грусти современных пейзажей», про «искусственно созданный вакуумный мир» и про «навязанную респектабельность кругом». И фильм называют мрачным юмором.

Но это не мрачный юмор. Это больше чем трагикомедия. Когда тебя заставляют громко смеяться над тем, что откровенно грустно. Потому что плакать над грустным — это уже банально. Два режиссёра синтезировали французскую рефлексию насчёт «своей сложной жизни» в очень ироничный и ненавязчивый юмор.

Безусловно, это фильм одного актёра. Он сыграл своё поколение, свою страну, а может, и себя. Он смешит своей болью: болью за страну, за сына. Большой, волосатый и неуклюжий, а внутри нежный, романтичный и несчастный — привычный уже романтический образ великого месье Депардье. Весь экшен фильма — это дороги Франции на старом мото (френч роуд-муви) и сбор справок со старых работ. Фильм-медитация для любителей порефлексировать о своей несчастной жизни. Медитировать полезно, рефлексировать — не очень.

Посмотрите это кино: за одну только сцену с проталкиванием тележки между машинами стоит купить билет на него. Потому что смех продлевает жизнь, даже когда смешное несчастно по сути своей. Мораль фильма: не теряйте свою жизнь на работе, проживайте свою любовь, пока вы молоды, и осознавайте свою жизнь всеми щелями. А рефлексию оставим прекрасной стране. Благо она не перестанет быть от этого прекрасной!

Vive la France!

1 комментарий: