EnglishFrenchGermanSpainItalianDutchRussianPortugueseJapaneseKorean ArabicChinese Simplified

воскресенье, 17 июля 2011 г.

Франция. Лазурный берег. Ницца (июль 2011г.)

Ницца похожа на партитуру музыкального произведения: запахи и цвета, многоязычный гул и местный колорит сплетаются в ней, словно голоса музыкальных инструментов в симфонии. Желтая и красная охра стен, разноцветная черепица колоколен, фризы с растительным орнаментом, узорчатые вывески магазинов – настоящий калейдоскоп, наполненный громкими звуками и театральными жестами; и, может быть, самый яркий камешек в этом калейдоскопе - рынок «Cour Saleya”. 

Эта залитая солнцем длинная площадь, по одной стороне которой тянутся старинные дома, по другой - белые здания галерей на улице Поншетт. Часть площади отдана под цветочный рынок, каждое утро заполняющийся розами и гвоздиками, жасмином, мимозой, бугенвилиями и прочим великолепием, на которое так щедра южная природа. Другая часть «Cour Saleya” – это царство фруктов и овощей, где прилавки прогибаются под тяжестью пирамид из персиков и абрикосов, дынь и апельсинов, помидоров и оливок. Но каждый понедельник рынок превращается в огромную выставку старинных вещей, свидетелей прошлого: бронзы и резной мебели, странных механизмов и фарфоровых кукол, кружев и картин…


Антикварный рынок начинает работать в девять утра, но, право же, стоит полюбоваться самим моментом подготовки, когда за час-полтора до начала торговли тихая и пустая до того площадь начинает заполняться фургонами продавцов. Это и владельцы антикварных магазинов Ниццы, и торговцы со всего Лазурного берега. Из их «волшебных ящиков» появляются самые неожиданные предметы, которые через несколько минут будут уже тщательно разложены или же свалены в художественном беспорядке на прилавках. Быстро, без лишней болтовни торговцы готовятся к самому важному для них дню в неделе: ведь ни один другой рынок Лазурного берега не привлекает столько любителей оригинальных и редкостных вещиц.
Если вы хотите спокойно понаблюдать за их уверенными, аккуратными жестами – каждый продавец, наверное, даже с закрытыми глазами смог бы расставить свои канделябры, сундуки и напольные часы на отведенные для них места, - есть смысл совместить это занятие с вкусным завтраком в булочной “Le Pain Quotidien”, что расположена на углу улочки Сен-Франсуа-де-Поль. Здесь очень уютно: деревянный паркет на полу, многочисленные столики в рустикальном стиле и большой стол в центре, уставленный вазочками с домашним вареньем и джемами, и многочисленные корзиночки со свежеиспеченным хлебом и круассанами, источающими соблазнительный аромат. 

Пока мы намазывали варенье на тающий во рту багет, запивая все это великолепным капучино, фургоны с «Cour Saleya” успели исчезнуть как по мановению волшебной палочки. Первая же продавщица, с которой мы встретились взглядом, приветственно улыбнулась, приглашая посмотреть свой товар - фарфоровые безделушки довольно-таки, честно говоря, мещанского и напыщенного вида. А вот мимо прилавка наискосок от нее не пройдет ни одна уважающая себя женщина: горы белоснежных простынь с нежной вышивкой, постельное белье, невесомые, украшенные кружевами ночные сорочки, которые девушки на выданье, наверное, с трепетом готовили для своей первой брачной ночи… Анни, хозяйка всего этого великолепия, с двадцатипятилетнего возраста разыскивает подобные изящные вещицы, спасая их от забвения и разрушительного воздействия плесени. Среди ее находок выделяется сказочно красивое вышитое вечернее платье 60-х годов, принадлежавшее некогда какой-то светской львице. 


Дама с огненно-рыжими волосами, расположившаяся напротив, каждый понедельник оставляет свой магазинчик «Antique Opera» на улице Мильтон Аннобен, чтобы выставить на рынке «Cour Saleya” провансальскую мебель, на которой специализируется. Она гордо показывает нам свое главное сокровище - круглый столик-геридон эпохи Наполеона III с изображенными на столешнице пейзажем и любовной сценкой. Чуть дальше, среди разнообразных восточных вещиц, красуется японский чайный сервиз 1900-1910 годов. На дне каждой чашечки, тонкой и прозрачной, словно сделанной из яичной скорлупы, виднеется прелестное личико загадочно улыбающейся гейши. 

Тот, кому удалось получить одно из двухсот постоянных мест на этом рынке, организованном Коммуной города Ниццы в 1983 году, не покинет его ни за какие коврижки: ведь ждать места приходится по пять-шесть лет. Другие антиквары – причем исключительно обладатели так называемой «синей карты» - каждый раз разыгрывают между собой право занять оставшиеся места. Мадам Феврие из городка Вар за тридцать лет, которые она проработала в этом бизнесе, удалось поторговать в Ницце всего лишь девятнадцать раз. В то время как мы любуемся редкого изящества гравюрами 1897 года с видами французской провинции, она с гордостью рассказывает нам, что среди ее клиентов много русских, которые выбирают обычно самые красивые и дорогие вещи. Господин Жинье, сосед мадам Феврие, демонстрирует свои радиоприемники, собранные из деталей или разысканные по всему Провансу (самый старый датируется, кажется, 1933-м годом).

Мы останавливаемся у прилавка мсье Фенуйе, где выставлены серебро, хрусталь и репродукции светильников от Тиффани, а за проходящими мимо покупателями с интересом наблюдают три собаки - Рита, Ромео и Бабу. Рядом с закусочной “Brasserie de Saleya”, где греются на теплом солнышке уставшие посетители рынка, с блаженным видом потягивая пиво и освежающий анисовый пастис, на лотке среди изделий из лиможского фарфора мы находим чудесные вазы эпохи ар нуво. А в самом центре торговых рядов, рядом с магазинчиком “Diagram”, отличный выбор ар деко: изысканные статуэтки из слоновой кости и бронзы, великолепная австрийская перламутровая ваза, еще одна ваза, на сей раз керамическая с эффектом кракле (года 1925-го, судя по всему); здесь же – серебро от “Christofle”. От прилавка мсье Даниэля (он тоже приехал на рынок в сопровождении своей собачки), заваленного старыми открытками и черно-белыми фотографиями, веет волшебством и ностальгией - особенно по контрасту с выставленными по соседству блестящими разноцветными браслетами из бакелита, притягивающими взгляды проходящих девушек. На все это великолепие печально взирает «живая статуя» – выкрашенный белой краской мим, застывший на фоне великолепной барочной часовни Милосердия.

Среди тысяч и тысяч всевозможных пустяковин на этом рынке можно, если повезет, отыскать и настоящие сокровища. Например, антиквар с Антибских островов Поль Биге специализируется на торговле предметами для сервировки стола. Среди прочего перед ним красуется великолепный серебряный чан для пунша, явно знававший лучшие времена, когда вокруг него собирался цвет общества на каких-нибудь аристократических лондонских вечеринках. На прилавке загорелой мадам Тондут можно увидеть увековеченную на слегка запылившейся картине улыбку графини де Лавальер, фаворитки Людовика XIV. Рядом с “Brasserie Les Ponchettes”, в магазинчике Феликса Сегюра, выставлены роскошные вещицы 1900-1930 годов: мерцающие перламутровым блеском хрупкие вазы мастеров Галле и «Daum», томные статуэтки из слоновой кости, изображающие персонажей итальянской комедии дель арте, великолепная подставка под яйца и солонка с перечницей в форме птички в оригинальной шкатулке - редкая работа серебряных дел мастера школы Галле, подаренная, скорее всего, какому-то младенцу на крещение.


На улице Поншетт мсье Гарсия, красивый юноша с широкой улыбкой, предлагает садовую мебель из кованого железа, предметы народного искусства, ткани и даже некоторые редкие вещи, вроде венецианского зеркала XVIII века и провансальского буфета начала XIX века. А еще мы видели прекрасную модель большого перегонного аппарата для пива, который рабочие в 30-х годах прошлого века подарили хозяину пивного завода, безмен начала XX столетия, весы, использовавшиеся на испанских аренах для взвешивания мяса быка, которое продавали после корриды… А под конец, почти обессилевшие от ходьбы и впечатлений, мы застыли перед великолепной «Дамой с борзой», которую с благоговением показывала нам Даниэлла Дрейфус, антиквар из Каньес-сюр-Мер. 

Бродя по рынку «Cour Saleya”, можно заглянуть в близлежащие магазинчики - например, “Babylon”, где в облаке экзотических ароматов выставлена прекрасная коллекция вещиц, привезенных из Непала и Тибета; есть тут и серебряные изделия, сумки, статуэтки… 


Естественным обрамлением оживленного рынка служат закусочные - «brassеries» - со столиками на открытом воздухе и неизменными полосатыми полотняными навесами, а также и рыбные рестораны, которыми знаменита улица Поншетт: “Le Grand Bleu” или “La Pecherie Saleya”, рядом с которым стоит настоящая лодка, до краев наполненная рыбой, раками и крабами. 



В полдень над Ниццей раздается глухой пушечный залп, доносящийся из зеленой долины Кастелло. Этот залп слышал еще Анри Матисс – один из самых знаменитых обитателей Ниццы и самых горячих ее поклонников. Это ему принадлежат восхищенные слова:
«Представляя, что каждый день буду видеть такой свет, я просто не могу поверить в свое счастье!» 


В Ницце действительно особенный свет, особенный воздух и особенные люди. И даже блошиный рынок какой-то необыкновенный.
                                                                           Удачи всем, найдите своё счастье!
Франция. Лазурный берег. Ницца (июль 2010 г.)
Франция. Лазурный берег. Ницца (июль 2012г.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий