EnglishFrenchGermanSpainItalianDutchRussianPortugueseJapaneseKorean ArabicChinese Simplified

понедельник, 31 октября 2011 г.

После ремонта или российский дизайн

Чем отличается среднестатистическая квартира в Москве от квартиры в Италии? Как ни странно, почти ничем. У нас нет собственной мебели, нет собственного дизайна и стиля. Поэтому мы довольствуемся тем, что есть у других.

Ценители в ужасе восклицают: Россию поработила безликая IKEA! А какие у россиян альтернативы? Практически никаких. Российский дизайн мертв, а точнее, он еще даже не родился, и это не удивительно. В Европе на формирование современной дизайнерской школы ушли годы. И ровно на эти прожитые годы - то есть почти на сто лет - мы отстаем от Европы. Конструктивисты осваивали пространство новых зданий во Франции в начале XX века, дизайнеры эмигрировали в Австралию и в Америку в 30-х, и только Россия оказалась изолирована от мировой художественной мысли. При чем, что важно, работа дизайнеров в Европе и Америке никогда не была абстрактной. Корбюзье не просто строил дома - он жил и работал в них. Его подруга Эллин Грей не просто создавала функциональные комоды и ширмы - она ими пользовалась.


В Голландии, в Эйндховене много лет существует голландская Академия дизайна и одновременно с этим там же существует завод Philips, традиционно бывший куратором и спонсором этой школы. Именно поэтому обучавшиеся в Эйндховене дизайнеры никогда не работали на абстрактную идею и никогда не работали впустую. У них всегда был строгий и предельно конкретный заказчик. В какой-то момент ситуация в школе изменилась: Philips отказался от сотрудничества, школа стала менее технологичной и более дизайнерской, но и теперь она продолжает работать под заказ.

В российском же дизайне нет институций, нет объединений и, в итоге, собственно нет дизайнеров. Архитектура? Есть. Потому что у нее есть заказчик в виде девелоперских компаний. Художники? Есть. Потому что у них есть заказчик в виде галеристов, покупателей, арт-салонов, в конце концов. Даже народное творчество есть, потому что кому-то интересно сохранять и поддерживать народные промыслы. А вот дизайна - нет. И пока нет отечественного производителя - то есть заказчика - скорее всего, ничего подобного и не будет. Кто в самом деле будет всерьез работать с парой мебельных заводов и кто будет ради них готовить кадры? Да и заводы пока не готовы вкладываться в отечественных дизайнеров, а предпочитают тиражировать стулья на подобие Старковского Ghost`а. Минимум изменений, минимум затрат и максимум комфорта.

Проще говоря, пока в России нет своего Philips - дизайнерский мир обречен, потому что наш на 100% консьюмеристский мир не может существовать без заказчика. Фактически это означает, что если бы кто-то в России задался целью создать новое поколение дизайнеров, ему следует быть готовым инвестировать в две вещи - в отечественное производство и в обучение специалистов. Ему следует пойти в Giulia Novars, к производителям фабрики "8 марта", к создателям кухни "Мария", к застройщикам, в конце концов. И с ними вместе создавать дизайн, придумывать, какие кухни могут существовать в российских квартирах, какие интерьерные решения подходят нашему климату и основному типу застройки. Но это долгая и затратная история, а филантропов среди бизнесменов, как известно, нет.

Однако создать новую схему и подключить к ней отечественного производителя - задача вовсе не утопичная, а абсолютно реальная. Но для этого ей необходима поддержка государства. Если поменять существующую налоговую схему на государственном уровне, стимулировать предприятия вкладываться в обучение студентов, в работу с отечественными дизайнерами, то предприятия начнут сами инвестировать в развитие дизайна и, как следствие, производить то, что придумали новаторы. Например, замена налога для крупной производящей компании на отчисления в пользу Строгановки или Суриковки могла бы легко породить диалог между художником и производителем. Именно вследствие такого диалога, как правило, обогщается и меняется внешняя среда, меняется интерьер - и именно это в какой-то момент произошло во Франции, в Голландии. Но в России для реализации этой модели необходимо договориться с государством, что фактически обрекает идею на смерть. Потому что те, кто пытались достучаться до чиновников, знают, что это лишь винтики в бесконечной машине... коррупции, инерции и произвола.

В поисках альтернативных решений можно было бы обратиться к истории. Пусть не к зарубежной - путь Европы нам уже не повторить - но, хотя бы к российской. Начиная с XVII века, ремесла в России развивались на базе поместий. Помещики, которые много путешествовали, привозили с Запада идеи, профессионалов, готовых обучать крестьян, материалы, тренды... И, в процессе обучения крепостных, прививали отечественному дизайну западные традиции, и их адаптировали. Что мешает перенять опыт у самих себя и повторить эксперимент? Фактически, именно по этому пути мы и идем. Те же голландские менеджеры и сейчас управляют отделами в крупных компаниях в России, и учат работать наших дизайнеров. Однако пока это единичные истории, не слишком выгодные компаниям-заказчикам, и, слабо влияющие на картину в целом. Вот и получается, что русский дизайн до сих пор исчерпывается понятиями палех, гжель и единичными именами талантливых самородков. А что мы можем этому противопоставить? Левое крыло - это устаревшие школы вроде Строгановки и Суриковки, где даже нет компьютеров для студентов. Правое - современная арт-школа на Стрелке, которая громко заявила о себе, а на поверку пока не произвела ничего достойного обсуждения. Взлететь на таких крыльях вряд ли возможно... Именно поэтому сегодня мы не можем сравнивать Россию ни с одной страной. Так как абсолютно везде в цивилизованном мере (а частично, и в не цивилизованном) дизайн - это экспортный продукт, приносящий прибыль стране. Даже отсталые Танзания и Кения могут похвастаться традиционным дизайном такой красоты, что их настольные игры, кресла, столы, в конце концов, хочется увезти с собой и тиражировать. Что уж говорить о французском, итальянском или даже американском промышленном дизайне. В России же дизайн - это абсолютно затратная история, бирюлька, игрушка для самых богатых. Нонсенс? Да. Реальность? Да.

Очевидно, что любая ситуация конечна и в России тоже наступит время перемен. Но то, что эти перемены начнутся с появления у дизайнеров заказчика - это факт. Осталось только дождаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий